Бермагамбетов Бахит

  • Бермагамбетов Бахит

Бахит Бермагамбетов родился в 1905 году. В июне 1941 года он был призван на фронт Аральским РВК Кызылординской области. Дома у него остался единственный 7-летний сын Кузембай, мать которого умерла, когда ему было 3 года. С фронта лишь однажды от него пришло письмо, высланное из Ленинграда. Осенью 1942 года домой трижды доставляли "похоронки", поэтому семья бойца предполагала, что он, возможно, жив и по непонятным им причинам проживает где-то за границей.

Однако недавно на сайте "МЕММОРИАЛ" в информации о безвозвратных потерях за номером 52523475 (источник ЦАМО, номер фонда источника 58, номер описи источника информации 818883, номер дела источника 1943) в списках погибших в бою под Сталинградом родственники разыскали своего деда.

Бахит Бермагамбетов был стрелком 36-й стрелковой дивизии, которая была сформирована в августе 1942 года в Ивановской области города Киржаче на базе 9-го воздушно-десантного корпуса, вошедшего в состав 64-й армии, укомплектована комсомольцами-добровольцами Урала, Сибири, Дальнего Востока и республик Средней Азии. Командовал дивизией полковник Михаил Иванович Денисенко. Военным комиссаром дивизии был бригадный комиссар И.В. Кудрявцев, а начальником политотдела - полковой комиссар Г.И. Денисов, будущий директор музея обороны Сталинграда.

Бахит Бермагамбетов погиб в боях за высоту 140,6 на западном берегу Волги в южной части Сталинграда. Высота 140,6 обычно не упоминалась в оперативных сводках Генштаба Красной Армии, поскольку не была обозначена на картах масштаба 1:100000 съемки 1942 года. Во фронтовых донесениях и сводках фигурировали соседние с ней географические объекты. Например, высота 145,5, которая в воспоминаниях командира 7-го стрелкового корпуса генерала С. Г. Горячева и была названа Лысой горой (отметка 140,6 - в километре к северо-востоку от нее, фактически на скате высоты 145,5).

"Можно назвать и НП "Зеленая поляна" (в двух километрах к северо-востоку от отметки 140,6), совхоз "Горная поляна" (в двух километрах к югу от отметки 140,6), а также рощу "Топор", рощу "Квадратную". Район высоты 140,6 упоминался и как "Пески южнее НП "Зеленая поляна". Поэтому историю боевых действий, связанных с памятным местом, не следует сводить к небольшому участку. Противник стремился всеми силами надолго захватить Лысую гору, что дало бы ему возможность контролировать многие участки нашей обороны, в том числе и Заволжье, развить успех и занять территорию Кировского района, СталГРЭС и химзавод Сталинграда.

Начавшись в сентябре 1942 году, ожесточенные бои продолжались здесь более 4 месяцев. Бывало, что Лысая гора в течение дня несколько раз переходила из рук в руки. В результате мужественных контратак, ввода в бой резервов, при поддержке кораблей Волжской военной флотилии противник был остановлен и местами потеснен". (Из книги "Свет Великой Победы. Памятники и памятные места Волгограда и Волгоградской области". Издательская группа "Вика-плюс". Волгоград. 2007. С. 96-97).

В боях за Лысую гору пал и Бахит Бермагамбетов 6 сентября 1942 года. "К сожалению, мы не знаем о его наградах, нет ни одной фотографии, но теперь располагаем сведениями, как в числе многих рядовых стрелков ценою своей жизни он внес свою лепту в победу за город Сталинград, битва за который стала переломной в войне против фашистской Германии. Дед захоронен в братской могиле вместе с 488 военнослужащими города Волгограда, Советского района, учхоз ″Горная поляна″, в поселке имени Гули Королевой. В 1991 году на братской могиле воздвигнут памятник. В школе №116 Волгограда, расположенного по улице Семушкина, 1, с 1982 есть комната Боевой Славы 36-й Гвардейской стрелковой дивизии", - пишут родственники Бахита Бермагамбетова.

"Думаем, что сражаясь на поле боя, дед Бахит ни на минуту не забывал об обещании, данном своему единственному сыну, оставшегося одним-одинешеньким на перроне во время отправки на фронт. Одев на шею сына оберег, он сказал: "Я скоро вернусь, разобьем фашистов, и вернусь, сынок. Помни свой род, семь поколений наших отцов и дедов, я записал их имена в оберег". Спрыгнув с вагона уже отходящего эшелона, он в последний раз обнял сына, снял с себя рубаху, одел на маленького сына и произнес: "Носи ее". Это было все, что он мог дать сыну на память в этот момент. Эшелон уже удалялся вдаль, а дед Бахит махал рукой сыну Кузембаю и кричал: ″Иди к Айнаш апай!″ Через 73 года мы узнали о месте гибели и захоронения деда. Имя деда стало нашей фамилией, а память о нем мы передаем уже своим внукам", - также пишут родственники Бахита Бермагамбетова, Бакитова Сабира Султановна и внук Бакит Жексембай Кузембайулы.

Нравится